Вторник, 10.12.2019, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Баннеры

Стельмаченко Л.В.

Кто про кризис всё расскажет: почему, когда, и как?
Психология – наука, не какой-нибудь пустяк!
Объяснит всё про ребёнка, и поможет разобраться
Почему не засыпает, почему он вдруг стал драться.
Почему "я сам" повсюду, почему упрямый очень,
Почему хвалить ребёнка мы должны и днём и ночью.
Очень нужен всем и дорог

Замечательный психолог!

Дети – это самая большая радость для любящих родителей, которая предполагает высокую степень ответственности. Все мы прекрасно понимаем, что каждый маленький ребенок индивидуален. На определенном этапе своей жизни он сталкивается с различными трудностями. С какими-то из них он справляется самостоятельно, для решения других он может воспользоваться опытом и подсказками взрослых. Когда же и сами родители понимают, что не могут справиться со сложной ситуацией, в которой оказался их ребенок и они сами, наступает время для обращения к специалисту – педагогу-психологу в ДОУ.

Педагог психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей и главной целью моей работы в

Должности педагога-психолога–сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
 

Я, Стельмаченко Лилия Вячеславовна, рада приветствовать Вас на своей персональной страничке!

Здесь Вы сможете:
- узнать чем занимается педагог-психолог в детском саду,
- педагоги и родители смогут найти ответы на интересующие их вопросы,
- подобрать игры для детей,
- получить консультации,
- посмотреть фотоматериалы,
- найти что-то полезное для себя.

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

В мои функциональные обязанности входит:

- тестирование и диагностика;
- работа с детьми в группах с нарушениями речи и с задержкой психического развития ( групповые занятия и индивидуальная работа);
- работа с одаренными детьми;
- работа с педагогами ДОУ (консультирование, проведение семинаров, тренингов);
- работа с родителями воспитанников (консультирование, родительские собрания).

 

 

Педагогические достижения:

 

Консультации для родителей:

Сохранение психологического благополучия ребенка в семье

      Сохранение психологического благополучия ребенка в семье

   Хорошими воспитателями становятся те люди, детство которых прошло с любящими, справедливыми, строгими и нераздражительными родителями. К сожалению не каждый человек может этим похвастаться.

    Чувство недовольства и даже вины перед своими родителями нередко возникает у ребёнка из-за того, что он не такой, каким бы его хотели видеть и дома и в школе. А возникшее при этом чувство ревности к братьям и сёстрам может остаться у него на всю жизнь.

    Впечатления детства обычно возрождаются с большей силой, когда человек становится сам родителем и начинает воспитывать своих детей. Напряжённая атмосфера в семье сказывается очень плохо как на родителях, так и на детях, а какая семья не мечтает, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным.

    Главное - уяснить для  себя, что семья - первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей.

    Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает  воздействовать на это крохотное существо. И очень важно, какая это семья. Весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. В семьях последнего типа бытует мнение, что детей нельзя баловать, брать их на руки, целовать, играть с ними. Такие запреты помогут растущий организм,  подготовить его к суровым будням. Как ошибаются эти «мудрецы»! Дефицит эмоционального положительного воздействия оказывает своё ущербное влияние на  базисное развитие малыша, лишённого тепла родительской ласки, и растёт в такой семье замкнутое, насторожённое, неуверенное в себе маленькое существо, со скупой улыбкой, робкими  движениями, испуганным взглядом.

    Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на  мельчайшие нюансы поведения, будят у ребёнка ответные чувства признательности, доверия, привязанности к родителям. Растёт в такой семье малыш счастливым, радостным, распахнутым навстречу добру. Для него жизненно важно быть  уверенным в том, что он здесь он желанен, любим, постоянно ощущать радость от совместного бытия, не чувствуя при этом особой исключительности.

 

   Мастерство родителей заключается в том, чтобы не занять  позицию «над ребёнком», не давить на него своим опытом и авторитетом, а искренне помочь удержаться в позиции равенства, чутко улавливать и понимать каждое движение его души.

   Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающим.

  • Не следует оставлять без внимания и такие чувства, как сопереживание, сострадание. Ребёнку нравятся похвалы взрослых. Дети учатся любить окружающих, быть отзывчивыми, чуткими, уметь сопереживать  и уважать переживания других.
  • Очень важно выработать в семье правило: никогда не порицать, не наказывать ребёнка за неудачи в стремлении что-то сделать хорошее. Если в поведении    родителей  внимание в большей степени будет сконцентрировано на неудачах, чем на успехах детей, то постепенно у ребёнка будет формироваться не стремление к достижениям, а страх неудачи, поведение, главной целью которого является не ощущение успеха, а забота о том, как избежать возможной неудачи.
  • Отношение к успеху и неудаче в деятельности ребёнка должно быть согласовано между родителями. Если то, что поощряется матерью, будет рассматриваться как основание для наказания отцом, то такое поведение родителей может быть источником формирования у ребёнка конфликтного отношения успеху и неудаче, что, в конечном счете, может вызвать невротизацию ребёнка. Поэтому согласованность педагогического воздействия - необходимое условие правильного воспитания.

 

 

Адаптация

Адаптация в детском саду

 

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют детский садсебя лучше. Но это не так. Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это может проявляться в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование  у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

 При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакция,  не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений.

Различают следующие  степени прохождения адаптации к детскому саду:

1.    легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2.    средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней.

3.    тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.

4.    очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду. Возможно, следует отложить поступление в детский сад на год или два.

 Необходимо родителям помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, для этого:

1.    Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники и т.д.

2.    Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.

3.    О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.

4.    Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.

5.    Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

6.    Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с ней встретится. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с новыми детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.

7.    Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Чтобы сгладить или вовсе нейтрализовать негативные проявления адаптационного периода   педагог-психолог ДОУ осуществляет психолого -   педагогическое сопровождение детей  по программе «Мой любимый детский сад»». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов. Занятия построены с учетом возрастных особенностей  детей:  во все занятия включен фольклорный материал (стишки, потешки, песенки), упражнения пальчиковой гимнастики, подвижные игры. На каждом занятии присутствует  сказочный персонаж, с помощью которого ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, учится распознавать эмоции и чувства.

Игры с детьми в период адаптации

 

Жестокое обращение с детьми

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ...  

 Всегда  хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Дети- самая незащищенная, уязвимая социальная группа.

 Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.
  Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих.  Часто бывают напуганы и агрессивны.
Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.  Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им. Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. 

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

1.Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.

Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

2. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое жестокое обращение  включает в себя психологическое пренебрежение - последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение - хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка. 

Характеристика ребёнка, пережившего насилие:

 Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.

 Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.

 Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.

Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.

Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке:

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности.

Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению.

Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьмиВоспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажироватьНавсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелейЕсли действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь:

  • Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли.
  • В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви.
  • Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим.

       Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он Ваш!

 

Кризис 3-х лет

 

    Наверняка каждому из родителей знаком этот период, когда маленькое чадо превращается в непослушное дитя и в плохо управляемого крикуна. Только недавно малыш послушно ходил с мамой, держась за ручку, и с радостью бежал выполнять все её просьбы, а теперь он со злостью раскидывает свои игрушки и истерит при всех на улице. Бедная мама не знает, что делать и как найти управу на маленького разъярённого отпрыска. Не у всех детей это происходит именно в 3 года. Перемены могут начаться уже в 2.5 года или даже немного позже – в 3.5 года.

Кризис 3 лет

 

 

Признаки кризиса трёхлетнего возраста
Отличительными признаками этого периода является отказ ребёнка слушать родителей, его капризы и истерики по любому поводу, упрямство. Этот кризис ещё называют «Я – сам!».

Как утверждают детские психологи, в возрасте до 3 лет ребёнок ещё не умеет мыслить самостоятельно. В этот период он только учится этому и наблюдает за окружающим миром. Малыш копирует действия взрослых, произносит первые слова, а затем и фразы.

Чем ближе к возраст к трём годам, тем больше ребёнок ощущает, что может что-то делать сам, хочет показать своё «я». Он стремится самостоятельно постичь все премудрости жизни. Маленькому бунтарю кажется, что у него всё получится так же хорошо, как и у взрослых, и он не хочет слушать уговоры старших. А если его о чём-то попросят, то он специально сделает все наоборот. Из-за этого происходят частые конфликты с родителями, и только от папы с мамой зависит, кого они вырастят, равнодушного и угрюмого обывателя или жизнерадостного и открытого человека. Длится кризис трёх лет у каждого ребёнка по-разному, в среднем где-то около полугода, как правило в 4 года он проходит у всех детей.

Психология кризиса 3 лет у детей: причины и что делать?
Психологи определили несколько причин, по которым трёхлетний ребёнок не хочет слушать взрослых и то, как эти причины можно разрешить.

Родители уделяют мало времени малышу. В этот период маленький человечек становится более самостоятельным и мама думает, что он и сам себя развлечёт. Но именно теперь у малыша возникает ещё большая необходимость общения с родителями. Ведь ему так много хочется узнать и всему научиться. Но маме некогда с ним поговорить, потому что по телевизору идёт интересный сериал, а





Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz